Как не стать жертвой прослушки : мнения экспертов

Кирилл Паринов, начальник правового управления "Горно-металлургической компании "Норильский никель":

1. Люди, которых прослушивают, научились соблюдению внутренней дисциплины еще до того, как их стали прослушивать. Поэтому они не болтают, где попало и с кем попало на темы, о которых лучше молчать. Иначе они не задерживаются на таких должностях, которые прослушивают.

Вы гораздо быстрее узнаете, что много разговаривали не о том, в результате работы собственной службы безопасности или департамента экономической безопасности, чем в результате бдительности ФСБ.

2. Нордическая сдержанность не обязательна. По телефону можно визжать, кричать, угрожать, бросать трубки и вообще делать все, что душе угодно. Категорически избегайте обсуждать только босса, его манеру принятия решений, сами решения, привычки, родственников босса или своих и т.п. Желательно также избегать обсуждения высокопоставленных лиц, которые подчиняются боссу, а также контрагентов и знакомых государственных служащих. Но разве леопард может избавиться от пятен?

3. Избегать обсуждения семейных и прочих личных проблем по телефону не стоит - подробности вашей личной жизни скрашивают быт оператора.

Виктор Корниенко, начальник департамента по работе с персоналом "Конверсбанка":

1.Сдержанность и умение вести телефонные разговоры - вот единственный совет, который можно дать в ситуации предполагаемого прослушивания. Менеджеры достаточно часто сталкиваются с тем, что фактами и фразами из их телефонных разговоров с коллегами или друзьями оперирует кто-либо из руководства компании.

2.Телефонная "умеренность и аккуратность" - одно из необходимых условий безупречной карьеры. Сегодня, в условиях передела собственности, многие российские компании создают так называемые "маркетинговые" или "PR" подразделения, основная цель которых - легитимный сбор необходимой информации. Многие руководители и сотрудники организаций не отдают себе отчета в том, сколь много можно почерпнуть из их телефонных разговоров. "Сырые" результаты прослушивания содержат минимум полезной информации. Но осмысленные и систематизированные данные уже дают информацию для принятия необходимых решений и формирования представления о процессах, происходящих в организации.

Использование информации о ваших пристрастиях, интересах, круге общения, семейных и личных проблемах или торжественных событиях позволяет опытному человеку сделать вывод о возможности влияния на вас или получить представление о сфере деятельности прослушиваемого.

Более того, откровенные беседы по телефону часто тщательно выстраиваются, планируются и организуются противоположной стороной с целью получения необходимой информации.

3. Не следует говорить на темы, которые могут дать конкурентам информацию для анализа. К примеру, о взаимоотношениях и связях с государственными и федеральными организациями, клиентами, банками; о политических, экономических или управленческих разногласиях или предпочтениях в руководстве компании; о внутреннем климате в организации, включая взаимоотношения руководства с сотрудниками. Табу должно быть наложено на сплетни о недовольстве при распределении материальных и финансовых ресурсов, о группировках внутри менеджмента или перспективных сотрудниках компании, их личных интересах и семейных проблемах.

Знаю пример, когда представительство иностранной компании меняло стратегию и часть руководства. Стояла задача создания слаженной команды менеджеров и оптимизации корпоративного климата. Руководство "анализировало климат", а сотрудники спокойно беседовали по телефону, не подозревая о сборе информации. Результатом стало увольнение части менеджеров.

3. Фразы "Это не телефонный разговор" лучше избегать. Скажем, во время продолжительного телефонного разговора вы неосознанно переходите на интересующие вас производственные темы, в разговоре начинают звучать цифры, имена, названия или описание процессов, событий. Вдруг вы ловите себя на мысли - это же конфиденциальная информация. Вот тут и звучит фраза "Это не телефонный разговор". Но, во-первых, многое уже сказано. А во-вторых, своими словами вы лишь указали заинтересованному лицу: "Стоп. В переговорах имеются данные для анализа".

Поняв, что вы наговорили лишнего, попытайтесь исправить ситуацию. Человек обычно запоминает предпоследнюю тему разговора. Значит, вы должны завести разговор на две темы, способные заинтересовать собеседника. Мягко переведите беседу на его хобби или последний анекдот - сегодня это вполне телефонный разговор. Побеседовав на эти нейтральные темы, мягко заканчивайте разговор.

4. Не нужно зацикливаться на прослушивании и постоянно думать про "товарища майора". Будьте спокойны и сдержанны. При разговоре у человека меняется интонация, свидетельствуя о его отношении к теме разговора. Сдержанность же и некоторая доля флегматичности не позволят профессионалу выявить вашу позицию по тому или иному вопросу.

Руководитель службы безопасности коммерческого банка:

1. Говоря по телефону, служебному, домашнему или мобильному, каждую минуту помните, что вы - "под колпаком у Мюллера". Зная, какие технические средства сегодня на вооружении у служб безопасности, я сам контролирую каждое свое слово. Разумеется, это относится к тем, кого стоит прослушивать. Уборщице или операционистке такая бдительность ни к чему.

2. Если вы не хотите, чтобы ваши личные проблемы стали достоянием третьих лиц, не распространяйтесь по телефону. Будут или нет интересоваться вашей личной жизнью - зависит от задач, поставленных перед службой безопасности руководством компании. Если босс хочет знать все, он будет знать и о том, что третьего дня вы поскандалили в очереди в кассу супермаркета, и о том, как зовут вашу новую подружку.

С прослушиванием служебного телефона проблем вообще нет. Чтобы прослушивать домашний номер (что уголовно наказуемо), нужно иметь своих людей на телефонной станции. Как правило, с помощью денег этот вопрос решается. Можно просто поставить в домашний телефонный аппарат "жучки" и слушать сотрудника, не прибегая к коррупции.

Мобильные телефоны тоже прослушивают, что бы ни обещала вам реклама. Нужно знать, кому принадлежит номер (это особенно просто, когда у вас корпоративный телефон). И контакты с компанией-оператором. У крупных компаний с широкими интересами и мощными службами безопасности есть и связи, и деньги. Соответственно они могут в полной мере удовлетворять свое любопытство по поводу ваших телефонных бесед.

Возможно, задача тотального контроля не ставится. Но вероятность, что ваши личные дела все же заинтересуют сотрудников службы безопасности, остается. Эта вероятность выше, если в СБ сидят бывшие сотрудники МВД. По моему опыту, бывшие эфэсбэшники или работники прокуратуры слушают с конкретной целью: определить, нет ли действий или намерений причинить ущерб компании. А бывшие милиционеры по привычке накапливать оперативную информацию берут шире. И интересуются всем - на всякий случай. Как говорил гоголевский герой, давай сюда и веревочку, в дороге пригодится. Тем более никакого кодекса чести, который есть, скажем, у чекистов, у сотрудников службы корпоративной безопасности нет.

Виктор Илюхин, депутат Государственной думы, в 1985 - 1989 годах начальник управления по надзору за исполнением законов о государственной безопасности Генеральной прокуратуры СССР:

"Человека стремились защитить от тотального контроля и вмешательства в частную жизнь со стороны КГБ, а взамен отдали его во власть коммерческих структур. В 80-е годы в Москве КГБ мог прослушивать одновременно около 60 объектов. Вот и вся тотальная слежка. Конечно, прослушивать телефоны и тогда было значительно проще. Офицер КГБ приходил на телефонную станцию и подключался к ячейке нужного номера. Но тогда это мог делать только сотрудник органов госбезопасности. Сегодня оперативные мероприятия по прослушиванию по закону разрешены и МВД, и налоговой полиции - с санкции прокурора, и на телефонных станциях настоящее столпотворение.

Но это мелочи по сравнению с прослушиванием со стороны частных охранных структур и корпоративных служб безопасности. В больших компаниях перед приемом обычно идет проверка сотрудника на лояльность. Официально запрашивают данные и неофициально их собирают, в том числе и из телефонных разговоров. Сотрудника могут вызвать и спросить: "С кем вчера встречались и о чем говорили? По телефону вы договаривались о встрече с человеком, который может быть связан с конкурентами". И сотрудник даст полный отчет о своей личной встрече, если не хочет потерять работу.

Аппаратура частных структур по техническим возможностям на порядок выше, чем у ФСБ. И никакого разрешения им не нужно. Крупные компании слушают и своих сотрудников, и конкурентов, и политиков, и чиновников. Я мог бы назвать несколько коммерческих банков, которые прослушивали мои телефонные разговоры. Конечно, они нарушают закон. Но бороться с этим сегодня практически невозможно".

Источник: Конверсбанк

Адрес источника: http://www.conversbank.ru/press/articles/2002/12/_detailed/408/ru/iaproject/txt.php?n=12654

Напишите нам!
Настройки RAKSA 120 в различных режимах работы. Настройки RAKSA 120 в различных режимах работы.