Все тайное может стать явным

Что обычно находится в собственности предприятия? Как правило, оборудование, произведенная продукция, здание, участок земли. Но существует и специфическая собственность, стоимость которой может в десятки раз превысить стоимость всего остального имущества предприятия. Речь идет об информации.

Что обычно находится в собственности предприятия? Как правило, оборудование, произведенная продукция, здание, участок земли. Но существует и специфическая собственность, стоимость которой может в десятки раз превысить стоимость всего остального имущества предприятия. Речь идет об информации.
В мире высоких технологий и больших финансов информация, оказавшаяся в нужное время и в нужном месте, может стать бесценной. Именно информация может поднять предприятие на вершину коммерческого успеха и принести огромные дивиденды, и она же может сбросить любую мощную компанию в пропасть банкротства и судебных тяжб. Информация может принадлежать предприятию, обретя вид объекта промышленной собственности (изобретения, полезной модели) или объекта охраны авторских прав (произведения). Информация может принадлежать предприятию, будучи его коммерческой тайной, разглашение которой может нанести ущерб его интересам. Но для того чтобы стать объектом охраны авторского или изобретательского права, либо являться коммерческой тайной предприятия, информация должна отвечать целому ряду жестких требований, предусмотренных законодательством.
Однако мы считаем, что даже если информация и не отвечает данным требованиям, она все равно может находиться в собственности предприятия как нематериальный актив.
К сожалению, сделать подобный вывод можно не из Гражданского кодекса или Закона о собственности, а из нормативных актов, предназначенных для правового регулирования других вопросов - Закона о банкротстве от 26 марта 1996 года (Monitorul Oficial al Republicii Moldova", № 58, 1996 г.) и Закона о государственной тайне от 17 мая 1994 года ("Monitorul Oficial al Republicii Moldova ", № 2, 1994 г.).
В ст. 10 Закона о государственной тайне законодатель прямо признает информацию собственностью, дающей право компетентным государственным Коганам принимать решения о "засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений и граждан, если эта информация включает сведения, отнесенные к государственной тайне".
Статья 5 Закона о банкротстве предусматривает, что нематериальные активы - это не только права пользования природными ресурсами, зданиями, сооружениями, но еще и права на “продукты интеллектуальной деятельности (патенты, лицензии и т.д.)”: Список продуктов интеллектуальной деятельности неограничен, а значит, может включать и другие объекты. Информация же всегда является продуктом интеллектуальной, мыслительной деятельности человека. Таким образом, то, что информация есть нематериальный актив, находящийся в собственности предприятия, у нас не вызывает сомнений.
Согласно ст.1 Закона о собственности от 22 января 1991 года (Официальный вестник Парламента Республики Молдова, № 3 - 4 - 5 - 6, 1991 г.) право собственности в Республике Молдова признается и охраняется законом. Однако то, насколько охраняется законом право собственности на информацию, внушает серьезные опасения. Так, в ст. 11 Закона о коммерческой тайне, в частности, говорится: “Государственные контролирующие и правоохранительные органы в соответствии с полномочиями, предоставленными им по контролю и надзору, имеют право в пределах своей компетенции на основании письменного заявления знакомиться со сведениями, являющимися коммерческой тайной, и составлять соответствующие акты изъятия документов, свидетельствующих о нарушении законодательства”. Перечень органов, имеющих право знакомиться с коммерческой тайной, не указан, но так как закон упоминает правоохранительные органы, то как минимум право доступа к коммерческой тайне имеют все судебные инстанции, прокуратура, органы государственной безопасности, полиция.
Не указан этим законом и механизм обращения заинтересованного государственного органа к предприятию “с письменным заявлением” для ознакомления с коммерческой тайной. Каковы основания такого обращения? Каково должно быть содержание подобного “письменного заявления” и кто должен его подписать? Может ли предприятие отказать в допуске работников государственных органов к сведениям, составляющим его коммерческую тайну, и в каких случаях? Закон хранит по этому поводу молчание, а значит, дает почву для возможного открытого произвола заинтересованных должностных лиц.
При таком слабом правовом регулировании не создаются условия для охраны коммерческой тайны предприятий.
По нашему мнению, любое обращение государственного органа к информации , составляющей коммерческую тайну предприятия, должно происходить только по определению судебной инстанции.
В законодательстве Необходим четкий перечень государственных органов, имеющих право в ограниченном количестве случаев по специальному определению судебной инстанции иметь доступ к коммерческой тайне предприятий.
Еще большее разочарование вызывает то, что в нынешней редакции Уголовного кодекса нет отдельной статьи, предусматривающей наказание за преднамеренное разглашение коммерческой тайны предприятия, повлекшее причинение ущерба или приведшее его к банкротству. Есть лишь ст.731 УК (в редакции Указа от 26 января 1984 г.) - “Передача иностранным организациям сведений, составляющих служебную тайну”. Что такое “служебная тайна” и как она соотносится с коммерческой тайной, законодательство не дает определения, поэтому очень проблематично, на наш взгляд, привлечение к уголовной ответственности на основании этой статьи лиц, преднамеренно передавших конкурентам предприятия сведения, составляющие коммерческую тайну.
Научно доказано и фактически подтверждено, что утечка всего 20% сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, в 60 случаях из ста приводит к банкротству. Такие серьезные последствия обусловлены свойствами информации. Если на предприятии совершено крупное хищение, то очередная проверка или инвентаризация обязательно выявит недостачу имущества или финансовых средств. С информацией дело обстоит гораздо сложнее. Определить, что к ней имел место несанкционированный доступ, очень трудно, если носитель информации (дискета, компьютер, листы бумаги) не похищены. Обворованный собственник информации продолжает работать, не подозревая, что монопольных прав на свои секреты он уже лишен.
Когда утечка информации произошла, что-либо предпринимать, как правило, уже поздно, потому что информация, составлявшая коммерческую тайну предприятия, многократно воспроизведена и запечатлелась не только на бумажных носителях, но и в сознании многих людей. Если материальные носители можно будет уничтожить, то из “серого вещества” людей информацию уже не “вытрясти”.
На наш взгляд, разумным решением проблемы информационной безопасности предприятия может стать создание отдела, задачей которого будет обеспечение информационной безопасности предприятия.
Одновременно следует позаботиться и о юридической поддержке, суть которой в составлении внутренних инструкций и подписании с работниками предприятия необходимых соглашений о неразглашении сведений, предусмотренных действующим законодательством о защите коммерческой тайны. Затраты подобного рода несоизмеримы с возможными, убытками, которые может понести предприятие, "не уделившее вовремя внимание проблеме информационной безопасности.
Если данная тема заинтересовала читателя, то возникшие у него идеи, суждения и предложения принимаются посредством электронной почты по следующим адресам:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. либо в редакцию “Юрист Молдовы”.

П. Лейченко,
Брединский Анатолий,
Информационно-справочный сайт
"Безопасность для всех"
Напишите нам!
Настройки RAKSA 120 в различных режимах работы. Настройки RAKSA 120 в различных режимах работы.